Автоматическое повторное включение с ожиданием синхронизма
Схема АПВОС приведена на рис. 2.13. Она отличается от схем АПВ, рассмотренных выше, наличием двух дополнительных реле — реле контроля напряжения на линии KSV и реле контроля синхронизма KSS (обмотки реле на рисунке не показаны). Устройство АПВ, выполненное по схеме на рис. 2.13, устанавливается по обоим концам линии, при этом с одной стороны линии АПВ разрешается при отсутствии на линии напряжения (через верхний размыкающий контакт KSV.1, когда включена накладка SX2), а с другой стороны — при наличии на линии напряжения и при синхронности встречных напряжений (замкнуты нижний замыкающий контакт KSV.2 и контакт KSS.1). Цикл АПВ происходит в следующей последовательности. После отключения линии сначала подействует схема АПВ с одной стороны, где контролируется отсутствие напряжения, и включит выключатель. При наличии на линии устойчивого повреждения выключатель отключится вновь. Устройство АПВ на другой стороне линии при этом действовать не будет. Если же повреждение будет устранено, линия останется под напряжением и вступит в действие схема АПВ, установленная на другой стороне линии. Реле KSV, контролирующее наличие напряжения на линии, сработает и замкнет контакт KSV.2. Если угол между напряжениями по концам линии будет невелик, реле контроля синхронизма KSS также замкнет контакт KSS.1, разрешая после истечения заданной выдержки времени включение выключателя, в результате чего линия будет замкнута с обоих концов.

Рис. 2.13. Схема АПВ с ожиданием синхронизма для присоединений с масляными выключателями: а - схема цепей оперативного тока; б — схема цепей напряжения; в - векторная диаграмма, поясняющая принцип действия реле контроля синхронизма
Если напряжения по концам линии будут несинхронны и разность частот недопустимо велика, схема АПВОС будет ожидать, пока не восстановится синхронизм между разделившимися частями энергосистемы или пока разность частот будет так незначительна, что замыкание линии в транзит не повлечет за собой асинхронного хода и не будет сопровождаться большим толчком тока.
Для контроля синхронизма обычно используется реле напряжения типа РН-55. Это реле имеет две обмотки, к каждой из которых подключено одно
контролируемых напряжений (рис. 2.13, б). В результате реле KSS реагирует на разность напряжений, подведенных к его обмоткам. При равных по абсолютным значениям напряжениях на линии и на шинах подстанции разность напряжений, под действием которого находится подвижная система реле KSS, в зависимости от угла между контролируемыми напряжениями определяется следующим выражением (рис. 2.13, в):

Из этого выражения следует, что реле KSS, замыкающее контакт KSS.1 при снижении разности напряжений до заданной установки, будет реагировать на угол
между напряжениями.
Иногда схема АПВОС используется для оперативного замыкания транзита при наличии сихронизма. В схеме на рис. 2.12, а подобное мероприятие не предусмотрено, плюс на контактор включения КМ подается контактами КСС. 1 без контроля синхронизма.
В схеме АПВ, показанной на рис. 2.12, с помощью накладки SX2 изменяются функции АПВ. С той стороны линии, где осуществляется контроль синхронизма и наличия напряжения, накладка SX2 отключена. С той стороны линии, где осуществляется контроль отсутствия напряжения, накладка SX2 включена. Следует отметить, что с той стороны линии, где контролируется отсутствие напряжения, последовательно включенные контакты KSV.2 и KSS.1 из работы не выводятся. Благодаря этому предотвращается отказ АПВ при одностороннем отключении линии.