|
|
Дитя человеческое /children of men/
2027 год. Последние 18 лет все женщины планеты бесплодны. Население стареет, раскупая препараты по безболезненному уходу из жизни. Весь мир погрузился в разруху и анархию, единственным форпостом стабильной нестабильности остаётся Великобритания. Правительственный клерк Теодор Фарон ведёт тихое существование, без былого недовольства наблюдая за угасанием всего во всём. Когда-то у Тео была семья: жена Джулиан, сынишка Дилан, но после пандемии гриппа, когда ребёнка не стало, всё полетело в тартарары. Единственная отрада - встречи с пожилым хиппарём Джаспером, выращивающим «травку» на продажу. В один прекрасный день Тео похищают активисты группировки «Рыбы», борющейся за права беженцев. Лидером «Рыб» оказывается Джулиан. Она просит бывшего супруга о помощи, необходимо провезти незаконную эмигрантку через государственные блокпосты. Родной брат Фарона, высокопоставленный чиновник, может подписать необходимые бумаги. Позже окажется, что чернокожая Ки беременна… Со времён «1984» и «Бразилии» режиссёры не так часто баловали нас качественными антиутопиями. Казалось даже, что жанр находится в перманентном кризисе, что, впрочем, можно отнести к специфике подобных картин. Современный зритель в своём большинстве идёт в кино за развлечением. Думать после просмотра сейчас не модно. Антиутопия же нацелена на тревожные размышления о дне сегодняшнем через проекцию дня завтрашнего. Тем отрадней почин Куарона, решившего после подростково-магической феерии о Гарри Поттере обратиться к куда более сложной теме. По всем жанровым метрикам «Дитя человеческое» – классическая антиутопия: недалёкое будущее, общество на грани катастрофы (у Куарона не постапокалипсис, а скорее предапокалипсис), государственное устройство близко к тоталитаризму и т.д. Но заслуга режиссёра отнюдь ни в этом, главное здесь – реалистичная передача общего настроения и атмосферы надвигающейся эпохи. Авторы наотрез отказались от характерных признаков и «меток» третьего десятилетия XXI века. Для фантастического жанра почти нонсенс, и тем сильнее впечатление неотвратимости происходящего на экране. Неотвратимости, естественно, не содержательной (бесплодие женщин), а скорее формальной (быт, проблема беженцев в перенаселённой Европе, действие групп сопротивления). Пользуясь случаем (кто знает, как оно там через 16 лет сложится) Куарон вносит в картину ряд неполиткорректных штришков. Увидеть в картине с 116-миллионым бюджетом демонстрацию мусульман с громогласными и хорошо различимыми криками «Аллах Акбар!» дорогого стоит. Чернокожая Ки в качестве новой Девы Марии – ответ на штатовскую истерию вокруг прав и свобод афроамериканцев. Хотели? Получите. Подобные фиги в кармане работают не на идеологический, а прежде всего на художественный градус фильма. Куарону веришь сразу и без сомнений, больше от зрителя и не требуется. Апофеозом всего этого правдоподобия становится сцена финальной перестрелки, где в лучших традициях кубриковского «Full Metal Jacket» пули свистят над головой, а «случайно» попавшие в объектив капельки крови не мешают следить за передвижением Тео в эпицентре боевых действий. «Дитя человеческое», наверняка, станет этапной картиной для мексиканского режиссёра. Если до сего момента мы знали, что Альфонсо Куарон интересный, самобытный и, безусловно, талантливый постановщик, то сейчас все эти эпитеты не более чем набор закостенелых штампов. Человек, снявший эталонную антиутопию на долгие годы вперёд, заслуживает куда большего.
(с) Станислав Никулин
-
20.03.2009
17:49

Da-ke
Рецензия к х/ф "Дитя человеческое".
Рецензия к х/ф "Дитя человеческое". Сюжет: Год 2027. Весь мир охватил хаос и анархия. На улицах крупнейших городов мира происходят массовые беспорядки, перестрелки, убийства. Лондон сохраняет относительную стабильность, но и в нем царит уныние и страх. Ко всему прочему за последние 18 лет в мире не родилось ни одного ребенка, женщины по неизвестным причинам утратили детородную функцию. Самый молодой человек 18-ти лет отроду, популярный как кинозвезда, был убит поклонником. На фоне этих событий тихого и одинокого алкоголика Тео Фэрона (Клайв Оуэн) похищают по пути на работу. Радикальная группировка "Рыбы" хочет, чтобы Тео помог вывезти из Лондона девушку, а просит его об этом бывшая жена Джулиан, член группировки. После убийства "Рыбами" полицейских, Тео становится невольным соучастником. Теперь у него нет другого выхода кроме, как ехать до конечной цели вместе с той самой девушкой, которая оказывается беременной…
Большой бюджет картины себя практически не окупил, режиссер Альфонсо Куарон после этого фильма больше ничего художественного не снимал, фильм остался, можно сказать, не замеченным (и не отмеченным какими-либо весомыми кинонаградами). Вероятно, картина угрюмого будущего, пребывающего в глубокой депрессии, отвергается зрителем на подсознательном уровне, мол, это не про нас, мол, вот ТАКОГО, как показано в фильме у нас никогда не будет. Хотя, в принципе, кино многим понравилось. Реалистичный, правдоподобный, документальный - можно еще добавить ряд синонимов, дабы отразить главную мысль первого слова. Не лишним будет добавить – жестокий, бескомпромиссный. Сродни героизму со стороны Куарона взять много миллионов денег и не смотря ни на что, а самое главное на явную отвратность задуманной картины, снять именно такой фильм. В чем героизм? Ведь могли снять очередной блокбастер – сделать Оуэна спецназовцем и вооружить до зубов, Куриленко могла сыграть беременную, завернуть это все в крутой гламурный экшн с последними спецэффектами и грандиозным финалом, подзвученный жестким электронным битом, а в конце – в конце все остаются живы и едут отдыхать в Турцию. Но не в этот раз. Режиссер, продюсеры и все те, кто проникся идеями данного кинопродукта и участвовал в его создании решились на масштабный волевой акт, целью которого является предупредить человечество, показав картину завтрашнего мира в одних лишь черных тонах, потеребить сознание общества, сказать прямым понятным текстом, даже, наверное, прокричать для того, чтоб люди услышали, посмотрели и задумались. Ведь идея со всемирным бесплодием это лишь завязка вокруг которой выстроен сюжет, главное это созданный в кадре мир, города, задыхающиеся от хаоса, террористические акты, глобальная миграция, бедность, эпидемии, из не очень благополучного Лондона зритель попадает в совсем уж страшные места, где постоянно звучат выстрелы, вооруженные люди толпами бегут кого-то убивать, а остальные непонятно как вообще существуют, утратив адекватный человеческий вид и поведение. Мир тонет в жестокости, равнодушии и корысти. А самый главный посыл – это то, что там в 2027 уже поздно что-либо менять (хотя звуки и виды живой природы, зачастую показанные в фильме и воплощенные в зелени деревьев, полей, щебетании птиц, освещенные ясным солнцем говорят о том, что ребята вы сами пришли к такому ужасному урбан-существованию и при желании можете от него уйти, естественно, в лучшую сторону).
Вывод: начинаясь достаточно спокойно и буднично для дня 2027 года (не считая взрыва в начале) кино после неожиданного убийства в машине искривляется сюжетом в сторону крепкого философско-драматического триллера, который порядком пощекочет нервы, а местами и вовсе ввергнет в шок (впечатляют финал и еще кое-что). После просмотра долго думаешь на поднятые темы, а при вторичном просмотре кажется, что фильм шедевриален. В киноизложении широко применяется прием длинного безостановочного кадра, особенно заключительный эпизод - когда Тео среди военного штурма, перестрелок и взрывов ищет девушку и ребенка - смотрится натуральным образом на одном дыхании. Не ставший почему-то сенсацией, фильм, тем не менее, навсегда останется в культурном фонде.
P.S. На мой взгляд неудачно переведено название фильма. "Children of men" можно перевести как "Дети человечества", "Дети людей", но если абстрагироваться, то наиболее подходящее название "Сотворено людьми". И вот в конце, когда после гаммы пережитых эмоций во весь экран появляется надпись "Children of men" и многозначительно держится какое-то время, данный перевод прозвучал бы особенно уместно т.е. все Вами увиденное сотворено людьми.
-
23.08.2007
00:00

Кирилл
Посмотрел фильм, ну что сказать. Отличный фильм. Всем пять за такую работу. И после фильма вообще-то не надо задавать тупые вопросы, зачем а почему, почему бесплодие наступило. Просто посмотрите как себя люди ведут, когда оно произошло ... они все просто считают, что все - человечечству конец. И тут рождается один ребенок, как чудо ... как надежда. И в задницу всех, кто говорит что фильм не о чем и высасан из пальца. Уверен вы так на просмотре "трансформеров" не говорили ))))) Не ваш фильм, ну и не надо говорить ничего. Тут некоторые высказывались что фильм напоминает местами Half Life, согласен. В конце бойня вообще супер .... сказать нечего. Просто фильм про эпоху, про эпоху которая начинается и может заканчивает наш мир ... кто его знает, этот гребаный тупой мир %-) Я вообще не понял тех, кто говорил что мол, вот все как хреново ... что мол после такого фильма убиься только можно, нефига! Только жить хочется после него, люди хотят чуда, и режисер сначала показал такой вот мир, который ожидал чудо ... и это чудо произошло. Так что нефига. А для тех кто любит спрашивать, почему все стали бесплодные. Я думаю что режисер просто вам вешал на глаза, как праздничную открытку, яркую такую - Пейзажы заводов, которые коптят небо, канава в который поподает вода с этих заводов, и дохлое животное лежащее рядом. Там где-то было еще момент, тлеющие сгоревшие трупы коров. Коровье бешенство? :) Короче, для таких как вы понавесили специально. Все что угодно могло привести к такой катострофе. Создатели просто это ускорили, чтоб было еще более апокалптично!:) И вообще, жрете противозачаточные припараты, и спрашиваете а почему у нас не будет детей .... да потому! мха... короче, фильм клевый. Мне понравился.
-
17.01.2007
00:00

Hattori
Фильм потрясающий. Великолепная игра Клайва Оуена, который тянет, если не на Оскар, то на Глобус или БАФТА точно. Никаких изъянов, как в режиссуре, так и в сценарии. Великолепная операторская работа. Потрясающий реализм происходящего на экране (как с точки зрения глаз, так и с точки зрения мозга). Великолепная антиутопия, посылающая все войны и катаклизмы в нокаут на долго. Куарон - просто молодец. Сняв "Большие Надежды" по Дикенсу получил любовь критиков. Сняв "И твою маму тожу" - получил известность, пускь и скандальную. Сняв "Гарри Поттер и Узник Азкабана" подарил наконец фанатам то, чего они ждали от экранизации. Не тот Ксерокс, которым воспользовался Крис Коламбус, а воспользовался кисточкой и красками, шедеврально вырисовывая реализм Мира Гарри Поттера, сняв фильм "изнутри" книги, а не "снаружи". И теперь вот снял действительно великий фильм со всех точек зрения. Он вписал своё имя в историю кинематографа, как режиссёр, умеющий снимать всё, главное дай ему свободу мысли. "Дитя Человеческое" - исключительный фильм для Кинематографа. По нему надо учиться операторам и режиссёрам. А именно, как нужно снимать умное, нравственное, реалистичное кино с тончайшим подтекстом.
-
30.05.2010
00:46

dvp
"Дети людей"
Перевод названия в русском прокате неудачный. Дословно должно быть "Дети людей", не "Дитя", не "Человечества".
Все что мы видим на экране, многие из этих людей -- вырастут из нынешних детей, т.е. из нашего поколения (ну или поколения детей, когда снимался фильм, не суть важно). Уберем все лишнее и рассмотрим только это поколение, без других старших или младших. Получим картинку того, чем оно занимается. Кто-то хорошо живет, в белых зданиях, и "просто не думает обо всем этом". Кто-то делает взрывы. Кого-то за эти взрывы выставляют ответственным. Кто-то собирается в группы под знаменем какой-то идеи, и поэтому считает себя правым не учитывать интересы людей вокруг. Кто-то бухает. Кому-то удается уединиться. Большинство ничего особого не делает, существует. Смотрит новости, боится, хочет денег, следит за медиа-героями: один умер, да здравствует другой! Те кому дали следить за порядком, упиваются своей маленькой властью -- это ведь они решают кому остаться в автобусе, а кому нет. Одной левой, без компромиссов.
А ведь, вроде бы солнце светит, деревья растут, вода течет, шутки шутятся, и даже бензин есть, электричество... Что же произошло?
"Дети людей" -- это мы, люди.
-
28.10.2006
00:00

Турамбар
Хочу немного пояснить про непонятки насчёт внезапной бесплодности. Никто не знает этого и в самом фильме. Может радиация, может газы, может они все отравились мясом кроликов или тушканчиков, может тут божественное наказание или инопланетяне поработали. Да это в принципе не важно. Чтобы это выяснить они все и спасают этого неродившегося ребёнка, а не для того, чтобы она в одиночку продолжала род человеческий на земле. По-моему авторы специально не называют причины, чтобы зритель сам задумался что может привести к какой-нибудь трагедии. Посмотрите в каком мире мы живём, чем дышим, что пьём, едим. И ещё. Дети не рождались 18 лет. На счету каждая жизнь, но люди всё равно убивают друг друга, пытаясь что-то кому-то доказать. Как это похоже на теперешнюю ситуацию. Мир летит в ад, а мы убиваем за золото, кто жёлтое, кто чёрное - цвет не так важен. Это похоже на плот, который несёт к бурному водопаду, а люди всё хотят поудобней усестся. Конец света наступит не от каметы, наводнения или землятрясения. Человечество само рано или поздно уничтожит себя если не полностью, то отбросит далеко назад. О прочих достоинствах фильма говорить не буду, уже сказанно достаточно.
|
|
|