
Комплекс д'Артаньяна или просто бесшабашность

До сих пор речь шла о проявлениях безответственности, продиктованных лишь одним стремлением – избежать некоторых необходимых действий, не утруждать себя ожиданием проезда других транспортных средств и т. п. Однако существует еще один источник неосторожного, безответственного поведения на дороге. Это – присущая отдельным водителям бесшабашность, напористость, стремление к неоправданному риску. Зарубежные психологи именуют этот набор качеств «комплексом д'Артаньяна».

Людям этого типа ближе всего по духу профессии оперативного работника уголовного розыска, пожарника, горноспасателя, водолаза. В такого рода деятельности более чем достаточно опасностей, и, чтобы удовлетворить свое неуемное пристрастие к риску, вовсе не нужно что-либо искусственно обострять.
Совершенно очевидно, однако, что указанные виды деятельности не могут стать сферой приложения способностей для всех любителей острых ощущений. Тем более, что здесь требуются не только бесстрашие, но и трезвая оценка складывающейся оперативной ситуации, включая адекватную (объективную) самооценку своих возможностей с нею справиться. А такого умения д'Артаньянам не хватает, как правило, они страдают чрезвычайно завышенной самооценкой, безграничной самоуверенностью. И это во многом обусловливает свойственную им крайнюю импульсивность в принятии решений.
Современные кентавры. Речь пойдет не о мифических существах, а о людях, но таких, которые составляют как бы единое целое с автомобилем. Сев за руль, они буквально преображаются, перестают быть самими собою. Семьдесят и более лошадиных сил, управляемых эмоционально неуравновешенной личностью, – вот что такое современный кентавр. Моторизованные д'Артаньяны превращают вождение (сознательно или подсознательно) в своеобразный бег с препятствиями. Причем преодоление этих препятствий становится самоцелью. Проскочить на желтый свет, во что бы то ни стало обогнать того, кто почему-либо обогнал его, проехать закругление, не снижая скорости, – без этих и им подобных действий управление автомобилем для таких людей было бы лишено всякого смысла. Ибо вождение для них прежде всего–способ испытать свои способности, свою смелость и насладиться риском.
Один обгон, второй, третий... «Ах, тоже обгонять! Ну, погоди!» – и нога еще больше вдавливает педаль акселератора. Зрелище быстро ползущей вправо стрелки спидометра лишь подбавляет азарта. А когда у обочины неожиданно появляется знак «Обгон запрещен», это воспринимается как нечто относящееся к кому-то другому. Автомобильный д’Артаньян всегда уверен, что серьезные аварии могут случаться с кем угодно, но только не с ним, потому что ему многое удается из того, что другим оказывается не под силу. Но одно ему все же недоступно – нравственная и гражданская зрелость, порождающая стремление к трезвой самооценке и осторожности. А без этих качеств настоящим ассом стать нельзя.
Как же добиться того, чтобы и у тех водителей, которые страдают «комплексом д'Артаньяна», чувство ответственности и реализм в суждениях взяли верх над инфантильным стремлением к удовольствию?
Верховный инспектор. Согласно результатам, полученным в исследованиях французских психологов , в условиях, когда поблизости нет представителя автоинспекции и отсутствуют транспортные помехи, строго подчиняются красному сигналу светофора, а также знаку «Stop» около 14 % водителей; 61 % медленно проезжают под этими сигналами; 21 % лишь слегка замедляют движение. Остальные 4 % вообще не реагируют на указанные сигналы. Согласно этому же исследованию 98 % опрошенных водителей считают, что неотвратимость и неотсроченность административного наказания за нарушение того или иного правила (если бы такой контроль удалось обеспечить) привели бы к почти полной ликвидации недисциплинированности на дорогах. Следовательно, водители полностью разделяют мнение о том, что «боязнь наказания есть начало мудрости».
Обеспечить на каждом перекрестке круглосуточное дежурство инспектора невозможно. К тому же грубые нарушения Правил, вызывающие серьезные аварии, допускаются не только на перекрестках. Нужно воспитывать у водителей самодисциплину. Чтобы собственная совесть была для них главным недремлющим инспектором. Но каким же образом решать эту воспитательную задачу? Пропагандой, разъяснением? И пропагандой тоже. Знакомство с этой книгой также сыграет в этом отношении определенную положительную роль.
Вместе с тем следует усиливать инспекторский контроль на дорогах.
Есть в наличии гибкая подводка meibes магазине Мамонт.
Читайте также:Плотность контроля ГИБДДВыбор оптимальной скорости движения автомобиляСоблюдается ли безопасная дистанция движения