Егор Лем
год - 2010
страна - США
слоган - "Мы идем к должникам"
режиссер - Мигель Сапочник
сценарий - Эрик Гарсия, Гаррет Лернер
продюсеры - Эндрю З. Дэвис, Майк Дрэйк, Джон Моне
оператор - Энрике Чедиак
композитор - Марко Белтрами
жанр - фантастика, боевик, триллер
бюджет - $32 000 000
сборы в США - $13 794 835
сборы в России - $2 138 512
сюжет
В недалеком будущем искусственные органы будут доступны всем и даже в кредит. Если же человек не в состоянии оплатить долг, то принимаются крайне жесткие меры. Однажды к нему в дом может вломиться Потрошитель, который способен подавить любое сопротивление и должен изъять из него искусственный орган, собственность компании Union. Реми как раз такой - и охотник, и жертва - он Потрошитель, и он же не может оплатить пересадку сердца, а посему вынужден пуститься в бега…
Снятся ли потрошителям андроиды? Можно ли вплести в воспоминания мечты о земном рае? Неужели еще не перевелись на белом свете режиссеры, готовые вспомнить о золотом фонде американской фантастики и правильно применить идейное наследие, исходя из сегодняшних реалий?
"Repo Men" (голливудское альтер-эго независимого трэш хоррор-мюзикла "Генетическая опера") - как это и полагается современной кинофантастике, щедро подпитываются из богатых кладезей 70-х. И если "Посылка" и "Луна 2112" обращались к Кубрику, а опосредованно через него к Кларку, то "Потрошители" черпают вдохновение и идеи у Брэдбери и Дика. Но, будьте уверены, режиссер Сапочник никогда в этом не признается, предпочитая скармливать зрителю более очевидные и плотно укоренившиеся в современной поп-культуре образы. Притворство налицо. Очередное противостояние одиночки и Большого Брата отсылает к безумному, полному адреналина и столь же неровному творению Уиммера, а любовная линия картины, включающая в себя безупречно снятую сцену секс-схватки в белых визуально-тембральных тонах (фактически тут соединяются физиологическое удовольствие и терроризм) кивает в сторону Скотта-старшего. Основные засечки здесь, но истоки кроются гораздо глубже.
Сапочнику в своей дебютной полнометражной работе-антиутопии удалось изобличить самое главное зло современного мира – банковскую систему, опутавшую своими кредитными сетями почти все людское пространство матушки-Земли. Финансовый кризис, понемногу разрушающий привычный социальный климат, но все же оставивший многим потерпевшим от его козней самую главную ценность, у режиссера приравнивается к стопроцентно летальному исходу. Все просто – не отдал деньги, вернул в банк почку и сердце. Два простых выбивальщика долгов – Рэми и Джейк с равнодушными взглядами по-будничному режут как скот неплательщиков, воплощая в жизнь свой главный жизненный девиз – "Работа есть работа".
Всуе помянув Шредингера (похоже, "кот в контейнере" постепенно стал трендом в современном кинематографе), Сапочник быстро приступает к основному блюду – эффектным убивалкам-догонялкам, а через них тем временем красной нитью протягивает основную мысль фильма. Неожиданный (прежде всего сам для себя) враг системы Рэми похоже символизирует еще одну главную черту сегодняшнего времени – хищнику гораздо проще выживать в окружающем мире, чем его потенциальным жертвам. Тщащийся завязать Рэми желает занять уютную нишу консюмериста (пикники с семьей, теплый офис и уверенность в завтрашнем дне), тем самым максимально абстрагируясь от кровавого прошлого. Джейк – темная (в обоих смыслах) сторона друга, напоминающая всем потенциальным отступникам о том, что в систему вход рубль, а выход два. Если угодно своеобразный Вильям Вильсон, бесстрастная совесть, не позволяющая нужному винтику самоудалиться из системы, а волку выпасть из пищевой цепи.
Корпорация Union, где трудятся оба потрошителя, которую по идее должен ненавидеть любой уважающий себя и демократические ценности индивид - прекрасная метафора жизни, в которой, как известно, выживает сильнейший. Тот, кто хозяин и умеет держать судьбу за рога. Звери вышли на охоту, и запах крови будет манить их до того момента, пока последняя жертва не издаст предсмертный вздох. Случайные половые связи, рушащаяся семья, а также работа, начисто вымывающая из жизни прочие увлечения – современные реалии людской замкнутости, одиночества и заточенности лишь на экономическую выгоду. Общество потребления, сжирающее изнутри само себя.
В отличие от стерильно чистых в идейной составляющей блокбастеров, пропагандирующих визуальное пиршество ради него самого, "Repo Men" моделируют на экране один из самых точных слепков сегодняшнего времени, существенно в этом плане приближаясь к отцам-основателям фантастики. И все же "Потрошители", несмотря на такие глубинные подтексты, по форме (но не по содержанию) классическая голливудская антиутопия (разрушенный мир, корпорация, надвигающаяся война), до поры до времени прикидывающаяся типичным жанровым представителем (клерики, стерильные белые тона, остро-колющее оружие) лишь для того, чтобы оглушительно выстрелить в последней пятиминутке.
Прикрываясь стандартными и неоднократно проверенными ходами (в какой-то момент "Repo Men" покадрово цитируют "Олдбоя"), Сапочник в концовке отбрасывая набившие серьезную оскомину архетипы, лихо конструирует свой собственный "Убик", эффектно как Коэны, сводит вместе завязку и финальное высказывание, превращая главного героя в секс-клинче с андроидом в полноценного Декарда. Правда, не уснувшего классическим и привычным для многих людей образом, а перешедшего в иное бытие. Интересно, какой мир в итоге вообразит себе неудавшийся клерк? Насколько широки будут его границы?